Закрыть ООО самостоятельно: пошаговая инструкция

Ликвидация — это процесс закрытия компании. В зависимости от того, кто выступает инициатором ликвидации ООО, она может быть добровольной или принудительной. Добровольную инициируют учредители компании, принудительную — налоговая.

В этой статье рассмотрим, как самостоятельно запустить процесс добровольной ликвидации без помощи юристов.

Причины ликвидации ООО

По решению общего собрания учредителей компания можно запустить ликвидацию или закрытие компании. Причины могут быть разными, например:
  1. Истек период, на который открывалась компания. Срок заранее оговаривался учредителями. Также может истечь срок действия договора или лицензии на работы.
  2. Цель, для которой открывали ООО, достигнута. Чаще всего речь идет о компаниях-посредниках, которые нужны были для работы над крупным проектом.
  3. Конфликты среди собственников или убыточность компании.
  4. Реорганизация, банкротство, отказ от выбранного ранее вида деятельности, халатность руководящего состава.

Утвержденного списка причин, по которым учредители решают провести добровольную ликвидацию ООО, нет. Но здесь должен присутствовать здравый смысл. К примеру, бизнес перестал приносить доход. Что касается ситуации, когда компания решила сменить направление деятельности, то вместо закрытия можно просто сменить коды ОКВЭД и продолжать работу.

Дальше пошагово рассмотрим алгоритм действия при самостоятельном закрытии ООО.

Составление протокола общего собрания — шаг №1

Начинают ликвидацию ООО всегда с собрания учредителей. Необходимо, чтобы участники ООО приняли единогласное решение о закрытии. После этого решение фиксируется документально в протоколе общего собрания. Если учредитель один, он самостоятельно составляет такой документ.

В протоколе общего собрания необходимо указать, что создана ликвидационная комиссия или назначен ликвидатор. Нет утвержденного шаблона для протокола, но в нем должна быть указана следующая информация:

  1. дата общего собрания;
  2. повестка собрания;
  3. название ООО;
  4. имена учредителей;
  5. повестка собрания;
  6. решение о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора (его имя);
  7. период ликвидации;
  8. печать ООО и подпись всех учредителей.

Важно! В текст протокола добавьте следующую информацию: «Подлинность Протокола собрания участников общества и подлинность принятых на собрании решений подтверждена наличием подписей учредителей и не требует нотариального заверения». Благодаря такой оговорке вы можете не заверять протокол у нотариуса в присутствии всех учредителей.

Указывая причины ликвидации, лучше отметить что-то формальное, к примеру, «отсутствие финансово-хозяйственной деятельности».

Чтобы запустить процесс закрытия ООО ликвидатор подписывает заявление Р15001 у нотариуса и заверяет. Это заявление можно рассматривать как декларацию о намерениях. Важно поставить галочки рядом с пунктами 2.1 и 2.2. При себе нужно иметь паспорт и оригиналы учредительных документов. Если по каким-то причинам нет возможности или желания обращаться к нотариусу, заявление подают через ФНС или сайт госуслуг.

Документы, которые нужно предоставить вместе с заявлением Р15001:
свидетельство ИНН
последняя редакция Устава компании
учредительный договор
протокол об общем решении ликвидации компании

Подсказка! Если вы впервые заполняете форму Р15001, скачайте с сайта налоговой «Программу подготовки документов для государственной регистрации».

Подача информации в налоговую — шаг №2

В течение 3 дней после проведения общего собрания нужно сообщить налоговой, что ваша компания закрывается. Отсчет идет с того дня, как учредители подписали протокол и приняли решение о ликвидации. Если опоздать с уведомлением, можно получить штраф в размере 5 000 рублей.

Как уведомить налоговую? Для этого необходимо подать документы в ту же налоговую, где компания регистрировалась.

Список документов:
Уведомление по форме Р15001, заверенное нотариально
Протокол общего собрания учредителей о начале ликвидации (оригинал)

Подать заявление в налоговую можно лично или через курьера с нотариальной доверенностью. Также это можно сделать через нотариуса, МФЦ или по почте ценным письмом с описью вложения и подписью на описи, заверенной нотариально. Еще варианты — на сайте налоговой в разделе «Подача электронных документов» или через портал госуслуг.

Через 5 рабочих дней вы должны получить лист записи из ЕГРЮЛ с пометкой «организация в процессе ликвидации». Запись можно посмотреть по названию компании или ИНН на сайте налоговой. Отправлять уведомление в фонд соцстраха и в пенсионный фонд не нужно, это делает налоговая.

Размещение сообщения в СМИ — шаг №3

Сразу после получения листа записи из налоговой необходимо разместить информацию с сообщением о ликвидации в СМИ. Вам нужно зарегистрироваться на сайте «Вестник государственной регистрации», заполнить шаблон сообщения и бланк-заявку.

Вот список документов, которые необходимо приложить:
сопроводительное письмо
бланк-заявление на публикацию
копия листа записи ЕГРЮЛ
доверенность по форме

Вы можете загрузить документы в личный кабинет на сайте «Вестника» и подписать электронной подписью или привезти оригиналы в редакцию.

Зачем нужна публикация в СМИ? Так вы уведомляете возможных кредиторов, что закрываетесь. Все, кто имеет какие-то требования по долгам к вашей компании, могут обратиться в течение двух месяцев после даты регистрации заметки в СМИ.

Уведомление кредиторов — шаг №4

Необходимо связаться со всеми кредиторами и уведомить их о закрытии компании. (Не все просматривают каждый выпуск «Вестника»). Кредиторы — это компании, которым вы должны денег. Уведомлять нужно письменно. Достаточно отправить письмо с уведомлением о вручении.

Важно! Письмо кредиторам отправляют не позже даты выхода публикации в «Вестнике». В течение двух месяцев кредиторы могут обращаться со своими требованиями. Если с долговыми обязательствами все в порядке, никто не обратится — процедура носит формальный характер.

Увольнение сотрудников и уведомление службы занятости — шаг №5

При закрытии ООО сотрудников предупреждают об увольнении за два месяца. Для этого составляют уведомление, на котором после ознакомления сотрудник ставит свою подпись. Заявление может быть составлено в произвольной форме.

При закрытии ООО увольнять можно всех — беременных, отпускников, болеющих. Также за два месяца до увольнения предупреждают центр занятости. Если увольнение массовое, предупреждают за три месяца. В каждом регионе массовость определяется по-разному.

Форма для уведомления об увольнении сотрудников — DOC, 51 КБ. Этот шаблон можно скачать на сайте центра занятости. После заполнения формы заявление отправляют в центр занятости по месту регистрации компании.

Как оформить заявление сотрудника? Понадобится приказ и записка-расчет. В трудовой книжке нужно указать такое основание: «п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК».

На руки сотрудник получает:
выписку из СЗВ-СТАЖ
трудовую книжку
справку о заработке за текущий и два предыдущих года
справку о доходах и размере налога за текущий год

Следующий шаг — сдать отчетность за уволенных сотрудников. В налоговую отправляем расчет по страховым взносам и 6-НДФЛ, в фонд социального страхования — 4-ФСС, в пенсионный фонд — СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М. Со дня подачи расчетов дается 15 календарных дней, чтобы уплатить взносы за сотрудника.

Закрытие расчетного счета, снятие онлайн-кассы с учета — шаг №6

Чтобы снять онлайн-кассу с учета, необходимо отправить в налоговую заявление с отчетом о закрытии фискального накопителя. В течение 10 дней после подачи заявления касса должна сняться с учета. Потом формируется карточка о снятии с учета в электронном формате.

Чтобы закрыть расчетный счет, нужно заполнить заявление и передать его в банк.

Выплата долгов — шаг №7

После того, как подан промежуточный баланс, нужно раздать долги, если они имеются. Если долгов много и денег на расчетном счету не хватает, ликвидационная комиссия примет решение о продаже имущества компании на торгах. Если и это не помогло, ликвидатор сможет запустить процесс признания ООО банкротом.

Подача ликвидационного промежуточного баланса в районную налоговую — шаг №8

Есть еще итоговый ликвидационный баланс, но для начала обсудим промежуточный. В нем отображают информацию об имуществе компании, которая инициировала ликвидацию, требованиях кредиторов, результатах рассмотрения их требований.

Подача документов на закрытие ООО в городскую налоговую — шаг №9

Когда вопросы с долговыми обязательствами закрыты, необходимо подать документы в ФНС. Пакет документов:
промежуточный и итоговый ликвидационный баланс
заявления по форме Р16001, Р15001 (заверяется нотариусом)
протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса
решение об утверждении ликвидационного баланса

Строго говоря, промежуточный ликвидационный баланс подается отдельно, но если вы точно знаете, что по вашему ООО нет ни долгов, ни кредиторов, можно подавать все вместе.

Через 5 рабочих дней с даты подачи пакета документов налоговая должна выдать свидетельство о том, что официально закрыли ООО — компания прекратила деятельность и снята с учета.

Сдача документов в архив и уничтожение печати — шаг №10
трудовые договоры
личные карточки Т-2
приказы по личному составу
договоры страхования сотрудников
расчетные ведомости/лицевые счета
оригиналы личных документов, которые не забрали сотрудники
договоры подряда и акты с физическими лицами

Важно! Чтобы в архиве документы правильно застраховали необходимо предоставить свидетельства ОГРН, КПП, ИНН, ЕГРЮЛ, устав компании, решения и протоколы о создании и ликвидации.

Проверка выписки — шаг №11

На расписке, которую вы получили из налоговой, указывается дата закрытия компании. Она предварительная. Начиная с этого дня, смотрите на сайте выписку из ЕГРЮЛ. В момент подачи заявления в налоговую можно указать, каким способом вам удобнее получить выписку, например, чтобы ее прислали по почте.

Подведем итоги. Самостоятельно закрыть компанию можно, но, чтобы все документы были в порядке, придется потратить много времени и сил. Если хотите упростить процесс, обращайтесь к экспертам «Деломакс».