Как работать с самозанятыми ИП и юрлицам

С 19 октября 2020 года статус самозанятых действует по всей России. В этой статье рассмотрим, кто такие самозанятые, чем их положение отличается от ИП, какие есть плюсы и минусы работы с самозанятыми для организаций и индивидуальных предпринимателей.

Кто такие самозанятые и чем отличаются от ИП

Самозанятые — физические лица или индивидуальные предприниматели, которые работают на себя и платят НПД или налог на профессиональный доход. Организациям выгодно часть услуг отдавать на аутсорсинг исполнителям на режиме НПД, так как за них не нужно платить налоги, сдавать отчеты и беспокоиться о выполнении трудовых гарантий.

С доходов от физлиц налоговая ставка для самозанятых — 4%, с доходов от юрлиц — 6%.

Работать с самозанятыми могут любые организации, в том числе, когда одновременно нужно много исполнителей. В таком формате таксопарки сотрудничают с водителями, а строительные компании — с разнорабочими.

Стоит учитывать, что для самозанятых действуют определенные ограничения по виду деятельности — некоторые работы, в отличие от ИП, они выполнять не могут. Так ограничение распространяется на продажу полезных ископаемых, подакцизных или чужих товаров. Также самозанятые не могут выступать в роли посредников.

С 1 июля 2020 года статус самозанятого почти приравняли к статусу ИП, за исключением того, что налоговая ставка более щадящая. Основные юридические отличия в том, что самозанятые не могут нанимать сотрудников, имеют ограничения по видам деятельности, а также по размеру дохода. Можно сказать, что статус самозанятого — это комфортный налоговый режим для тех, кто не готов по каким-то причинам оформлять ИП, но хочет выйти из тени — работать официально, при этом не беспокоиться об отчетности и платить минимум налогов.

Плюсы и минусы работы с самозанятыми

Когда компания работает с самозанятыми, как правило, — это минимум формальностей. В целом, можно выделить следующие преимущества, по которым многие организации выбирают такой формат сотрудничества:

  1. Нет никакой бюрократии, можно оплачивать услуги удобным способом, а подтверждением расходов служит просто чек из приложения «Мой налог».
  2. Благодаря такому сотрудничеству можно оптимизировать расходы на сотрудников, не нужно делать перечисления в фонды и страховые взносы, платить НДФЛ. По некоторым подсчетам плательщик НПД обходится компании на 30% дешевле штатного специалиста.
  3. Сотрудничество официально. Есть договор, чек. Если возникает такая необходимость, без проблем можно открыть счет и АВР.
  4. Не нужно платить налоги за обналичивание средств или за перевод. Самозанятый сам платит налог — 4% или 6%.
  5. Таким исполнителям платят не за время, проведенное в офисе, а за фактически выполненную работу, и никаких отпусков, больничных и прочих расходов.
  6. Штатного специалиста просто так не уволишь, а вот расстаться с самозанятым можно быстро и безболезненно.

Но, кроме преимуществ есть и «подводные камни» сотрудничества с самозанятыми:

  1. В некоторых случаях налоговая может посчитать сотрудничество организации с самозанятыми как трудовые отношения. При таком раскладе компании может быть назначен штраф в размере от 10 до 100 тысяч рублей. Дополнительно придется заплатить страховые взносы и налоги. Во избежание такой неприятности необходимо запрашивать чек у исполнителя на режиме НПД.
  2. Доход самозанятого должен находиться в пределах 2, 4 миллиона рулей в год или 200 000 рублей в месяц. Если случится так, что доходы превысят указанные суммы, то придется платить НДФЛ со всех сумм, а компании — выплачивать страховые взносы.
  3. Также компания не может расторгнуть контракт с одним из своих работников, перевести его на статус самозанятого и продолжать сотрудничество в таком формате. Для этого должно пройти 2 года после его увольнения и регистрации. Такая схема может показаться выгодной для уменьшения налоговой нагрузки, но лучше не рисковать.

Оплата и получение чека от самозанятого

Оплачивать услуги самозанятого можно на карту физлица, на электронный кошелек или наличными. Здесь ограничений в расчетах нет. Также исполнителю на режиме НПД не обязательно открывать специальный банковский счет для приема платежей.

Использовать онлайн-кассу самозанятому тоже не надо, пробивать чеки можно через приложение «Мой налог». Чек самозанятый может отправить по смс, электронной почте или в бумажном виде. В чеке указывается договор, по которому проходит оплата, наименование и ИНН заказчика. Все другие реквизиты автоматически встраиваются приложением.

Стоит учесть, что банковская комиссия за перевод средств ложится на заказчика, самозанятый должен получить оплату в сумму, указанной в договоре.

Перевод сотрудников на самозанятых

Так как во многих случаях сотрудничество с самозанятыми для компании выгодно, некоторые решаются на следующий шаг — перевести работников в статус самозанятых. Выше мы уже немного коснулись этого вопроса. Чтобы такой шаг был законным, необходимо, чтобы от начала увольнения и регистрации лица как самозанятого прошло два года, как минимум. Если этого требования не соблюсти, предпринимателя или компанию могут ждать серьезные проблемы. Такой ход налоговая расценивает, как уклонение от официального оформления работников.

К ИП или компании вопросы могут появиться у трудовой, так как работники связаны трудовыми обязанностями, но не имеют отпуска, больничных и лишены пенсии. Налоговую, скорее всего, заинтересуют регулярные переводы средств на счет самозанятого. Можно ожидать, что в компанию придет совместная проверка из трудовой и налоговой. После этого предпринимателя, скорее всего, заставят оформить трудовые книжки, сдать отчеты в налоговую за все прошедшее время. Вероятно, что трудовая инспекция подаст в суд, чтобы самозанятого признали работником в штате. Компания может получить штраф в размере от 10 до 100 тысяч рублей. За каждый месяц по самозанятому налоговая насчитает НДФЛ и взносы в пенсионный фонд. Если ИП держал целый цех работников с самозанятостью, доплачивать придет крупные суммы и готовить огромное количество отчетов.

Чтобы отношения были признаны трудовыми, достаточно двух-трех совпадений по следующим пунктам:

  • клиентов приводит заказчик;
  • плательщик НПД предоставляет услугу сам, то есть, без субподряда;
  • расходники и инвентарь покупает заказчик;
  • самозанятый выполняет определенную функцию, за конечный результат процесса в целом не отвечает;
  • исполнитель адаптирован в рабочем коллективе;
  • есть четкий рабочий график;
  • работнику платят регулярно, что очень похоже на получение зарплаты;
  • сотрудничество продолжается долго, договор перезаключает время от времени;
  • заказчик говорит, как можно и нельзя выполнять работу;
  • других доходов у работника нет.

Для наглядности рассмотрим пример прикрытия наемного труда. Компания, предоставляющая клининговые услуги. Уборка проводится у клиентов компании. Исполнителям компания выдает инвентарь, моющие средства, фирменную одежду. Убираться необходимо по четким правилам, есть критерии качества, которые действуют в компании. Диалог с клиентами исполнители дожлны вести по скриптам. Трудятся исполнители по сменам.

Другой пример, иллюстрирующий, когда плательщик НПД действительно работает на себя. Есть Яндекс.Такси. Водитель (самозанятый) подключается к сервису, график выстраивает на свое усмотрение, берет заказы, когда может и хочет. Средства перечисляются на счет водителя, хотя и через сервис Яндекс.Такси. Расплачиваться с водителем можно напрямую, сервис берет комиссию.

Ответы на важные вопросы

Какие налоги должна заплатить компания (юрлицо), сотрудничая с самозанятым?

Никаких налогов платить не нужно при условии, что самозанятый — не бывший работник, после увольнения которого и регистрации как самозанятого не прошло двух лет. НПД самозанятый платит сам. Если начисляются штрафы, их погашает тоже он.

Доказательством того, что компания не должна платить налоги за самозанятого, является чек за оплату из приложения «Мой налог». Также заказчику рекомендуется до начала сотрудничества и проведения оплаты получить от самозанятого электронную справку о статусе самозанятого и обязательно с текущей датой. Эту справку исполнитель может запросить и в приложении «Мой налог».

Если компания работала с исполнителем договору, с даты его регистрации как самозанятого НДФЛ отменяется.

2. В каких случаях плательщик НПД «слетает» с режима упрощенного налогообложения и чем это чревато?

Для компании, которая сотрудничает с плательщиком НПД, это неприятная ситуация. Придется заплатить НДФЛ и пенсионный взносы, если самозанятый не является ИП. В последнем случае взносы придется платить ему, а не заказчику.

Самозанятый может «слететь» с режима упрощенного налогообложения, если его годовой доход превысил 2, 4 миллиона рублей или он занимался запрещенным видом деятельности. Как вариант, самозанятый может просто сняться с учета.

После того, как самозанятый по своей инициативе или по другим причинам снимается с учета, ему приходит электронное уведомление иивоей инициативе или по другим причинам снимается с учета, ему приходит электронное уведомление из налоговой, где будет указана дата прекращения режима. С этой даты любой заказчик услуг физическоголица становится налоговым агентом.

Чтобы для компании налоги за самозанятого, который снят с режима, не стали неприятным сюрпризом, каждый раз перед проведением оплаты рекомендуется запрашивать справку о его статусе с текущей датой. Справка автоматически формируется в приложении «Мой налог». Также проверить статус можно на сервисе налоговой.

3. Как убедиться, что исполнитель точно является самозанятым на текущий момент?

Проверять статус нужно не только перед заключением договора, но и перед каждой оплатой. Так как сегодня исполнитель может быть самозанятым, а завтра уже сняться со счета и оплата уйдет уже физлицу.

Сделать это можно двумя способами. Во-первых, запросить у исполнителя справку о постановке на учет в качестве самозанятого. Важно, чтобы справка из приложения «Мой налог» была с актуальной датой. Ее не обязательно распечатывать, можно переслать в любой мессенджер. Подписывают справку электронной подписью. Там нет живой печати и подписи инспектора. Во-вторых, можно самостоятельно проверить статус исполнителя на сайте налоговой. Для этого понадобится только ИНН самозанятого.

4. Допускается ли, чтобы два самозанятых оказывали одну услугу вместе?

Да. Заказчик может нанять двух исполнителей плательщиков НПД для исполнения одной услуги, но важно, чтобы между собой они не работали по договору простого товарищества, то есть, когда два индивидуальных предпринимателя сбрасываются деньгами, чтобы получить большую выручку.

Для наглядности рассмотрим пример. Есть заказчик, которому нужно предоставить услуги перевозчика и развести 300 заказов клиентам. Заказчик нанимает для этой работы двух исполнителей — самозанятых перевозчиков. Он заключает договор с каждым и расплачивается с ними по отдельности. Не допускается, чтобы оплата проводилась только одному перевозчику, а второй работал с ним, как товарищ по договору. Если налоговая обнаружит такую схему, то оба исполнителя «слетят» с режима плательщиков НПД, заказчику придется платить за них налог и взносы.

Если у вас возникли дополнительные вопросы, обратитесь к экспертам «Деломакс». Предоставляем информационное, юридическое и бухгалтерское сопровождение для вашего бизнеса.